Будущее уже наступило

№ 7 от 15 февраля 2017 г.

Меньше полугода осталось у предпринимателей, чтобы оснастись свои кассовые аппараты доступом в интернет


Повседневная жизнь все чаще и глубже переплетается с виртуальной. Уже давно привычной стала онлайн-запись к врачам и чиновникам, с нового года любой житель страны может оформить через интернет полис ОСАГО, а теперь вот и кассовые аппараты в обязательном порядке должны сохранять каждый пробитый чек в виртуальной сети. Зачем это нужно, а главное, как отразится нововведение на предпринимателях и всех тех, кто хотя изредка ходит в магазин, – то есть вообще всех – выяснил корреспондент «Егорьевского курьера».


С чего все началось
«Это даст возможность человеку после того, как он пообедал в ресторане и заплатил деньги за бифштекс из телятины хорошего отечественного качества, проверить, так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, как они отчитались в налоговой инспекции – не отчитались ли они дешевой буйволятиной. То же самое касается всех других товаров».
Так объяснил суть нового закона Владимир Путин в момент его обсуждения прошлым летом. Обсуждения закончились, закон приняли, и теперь согласно ему все предприниматели, принимающие платежи наличными, обязаны установить кассовые аппараты нового образца. Принципиальных отличий от старого образца у них два:
— возможность сформировать не только бумажный, но и электронный чек;
— передача данных обо всех совершенных операциях в налоговую инспекцию в режиме онлайн.

Зачем это нужно
Для государства – чтобы предотвратить неучтенные доходы, с которых предприниматель не платит налоги. А налоги, как известно, это дороги, детсады, медицина и прочие социальные блага.
Для покупателей – еще одна гарантия защиты прав потребителя. Сейчас большинство мелких магазинчиков платят так называемый «вмененный» налог и имеют право работать без кассы. Из-за этого нередко возникает ситуация, когда человек купил, например, рубашку, через два дня решил ее вернуть (имеет право), а продавец делает вид, что рубашку эту первый раз в жизни видит и отказывается возвращать деньги. Очевидно, что с электронным чеком таких проблем не будет. Кроме того, в электронном формате удобно хранить чеки от крупных покупок, потому что по закону подлости бумажные обычно теряются ровно в тот момент, когда наступил гарантийный случай. Для этого в момент оплаты покупки нужно просто попросить продавца отправить электронный чек на свой e-mail.
Для предпринимателей – экономия на ежегодной замене ЭКЛЗ и техобслуживании кассы. По крайне мере, так это позиционирует сама налоговая служба. Сами предприниматели в соцсетях и интернете, впрочем, такой уверенности не разделяют. Многие считают, что необходимость купить новое оборудование на сумму от 20 до 50 тыс. рублей сильно ударит по малому бизнесу. А учитывая, что и для покупателей удобства от нововведения весьма условные, не исключено, что в этой истории есть и другие выгодополучатели. Производители новых кассовых аппаратов, например.

Как это должно работать
Помимо покупки нового кассового аппарата, предпринимателю придется озаботиться выходом в интернет и заключить договор с так называемым Оператором фискальных данных (ОФД). Это посредническая компания, которая будет заниматься сбором и хранением информации.
Сама онлайн-касса имеет модуль памяти (по сути, флэш-карту), куда записываются данные обо всех операциях. Если соединение с интернетом стабильное, они моментально передаются на сервер оператора, а оттуда – в налоговую службу. Если интернета нет, данные накапливаются в памяти, но в течение максимум 30 дней должны быть переданы в налоговую. В противном случае предпринимателю грозит штраф, и не только: если в течение 30 дней оператор фискальных данных не получит ни одного чека, касса автоматически будет заблокирована, и продолжать работу станет невозможно.
Единственное исключение – труднодоступные районы, где есть проблемы со связью. Там предприниматели могут продолжить работать на старых кассах. Но городского округа Егорьевск это не касается. Как пояснили «ЕК» в одной из компаний, занимающихся продажей и обслуживанием ККТ, перечень труднодоступных районов определяет Минкомсвязи, и, согласно его определению, «интернет в Егорьевске есть везде».

Кого именно касаются требования нового закона?

Поскольку тексты российских законов не отличаются лаконичностью и простотой, а в интернете слишком много противоречивой информации, за ответом на этот вопрос «ЕК» обратился в отделение ИФНС по г. Егорьевску Московской области. Вот что нам объяснили:
— 15 июля 2016 г. вступил в силу закон №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении ККТ при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт», предусматривающий переход на контрольно-кассовую технику (ККТ) нового типа. Это значит, что все организации и индивидуальные предприниматели, использующие ККТ старого типа, должны модернизировать или заменить свою ККТ на новую.
С 1 февраля 2017 г. к регистрации допускается только ККТ по новому порядку применения, с наличием обязательного договора с оператором фискальных данных.
С 1 июля 2017 г. применять ККТ нового образца обязаны организации и ИП, применяющие системы налогообложения ОСН и УСН.
С 1 июля 2018 г. – применяющие систему ЕНВД или ПСН.
Проще говоря, для налоговых органов совершенно неважно, чем именно вы занимаетесь – разводите щенков, строите дома, ремонтируете обувь или даете уроки английского языка. Все зависит от того, какую систему налогообложения вы используете. От этого зависит дата, к которой нужно обзавестись новой кассой.
Если вот именно сейчас, после 1 февраля 2017 года, вы регистрируете новый бизнес – купить новую кассу придется уже сегодня. Старые налоговая больше не регистрирует.
Если бизнес и касса у вас уже есть, можно подождать с заменой до июля.
Если бизнес есть, но кассы нет (так называемая «вмененка» или патент) – к 1 июля 2018 года ее все же придется приобрести. Более того, с этой же даты онлайн-кассы должны использовать и в вендинговых автоматах – это аппараты с кофе, водой и шоколадками, которые сейчас стоят во многих торговых центрах и «присутственных местах».

И что в таких условиях делать бизнесу?

Исполнять закон. Хотя бы потому, что неисполнение грозит серьезными штрафами.
За неприменение контрольно-кассовой техники:
для физических лиц – от 25 до 50 процентов суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
для юридических лиц – от 75 до 100 процентов платежей покупателей, но не менее 30 000 рублей.
Неприменением ККТ считается как отсутствие информации о расчете в памяти фискального накопителя, так и не отправленные в налоговую данные о произведенных расчетах.
За использование касс, не соответствующих требованиям:
– от 1 500 до 10 000 рублей.
За отказ отослать покупателю чек на e-mail:
— от 2 000 до 10 000 рублей. За повторное неприменение ККТ в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более – приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Куда бежать, сколько денег с собой брать?
Если у вас есть так называемая «электронная подпись», бежать никуда не надо. Зарегистрировать новую кассу и заключить договор ОФД можно в личном кабинете на сайте Налоговой инспекции. Всего таких операторов в России пять. Информация о каждом есть на том же сайте.
Если электронной подписи нет, придется идти лично – сначала в налоговую, затем в организацию, уполномоченную заключать договоры с ОФД. Как правило, это те же компании, которые сейчас занимаются продажей и обслуживанием обычных касс.
Стоимость новых кассовых аппаратов начинается от 18 тыс. рублей. Еще 3000 стоят услуги ОФД на один год. Это минимум. Кроме того, скорее всего придется доплатить за услуги по настройке новой кассы и обучению персонала. Ну и провести интернет, разумеется.

  • Как выглядит новый чек 

Чем переход на онлайн-кассы грозит всем остальным
Как водится – подорожанием всего и вся. Наивно думать, что предприниматели оплатят дополнительные расходы из своей прибыли, особенно если она и без того невелика. Вопреки расхожему мнению, индивидуальный предприниматель в России – это далеко не всегда успешный делец на представительском автомобиле в кожаном кресле. Это прежде всего мелкие магазинчики, ремонт квартир, установка дверей и окон, фото- и видеоператоры, репетиторы, няни и сиделки, изготовление ключей и ремонт обуви и т.д. и т.п. Все те, кто предпочел не садиться на шею государству, а самостоятельно обеспечить работой себя, а то и пару-тройку друзей.
Долгие годы они оставались, что называется, вне закона, но введенная несколько лет назад патентная система позволила им выйти из тени – купил патент и работай себе спокойно, без оглядки на количество заказов и время года. Необходимость купить кассовый аппарат, платить за его обслуживание и интернет для большинства из них будет означать месяц-два работы «в ноль». Так стоит ли удивляться, если вместо этого они либо закроются, либо снова перейдут на серую бухгалтерию?
Как метко заметили на одном из форумов микропредпринимателей в интернете, похоже на аккуратно завуалированную кампанию в поддержку крупного бизнеса – производителей онлайн-касс – под прикрытием заботы о малом.
Впрочем, Владимир Путин год назад обещал проработать вопрос налогового вычета, чтобы компенсировать предпринимателям расходы на покупку новых касс. Как пояснили «ЕК» в УФНС по Егорьевску, проект соответствующих изменений в налоговый кодекс действительно существует. Согласно ему, предприниматели, работающие по «вмененке» и патенту – то есть те, кто сейчас вообще освобожден от необходимость иметь кассу, – смогут получить такой вычет, но не более 18 тыс. рублей. Но пока это именно проект изменений, и статуса закона он не имеет.
Кстати, сейчас расшифровку покупки делают только крупные магазины. Но после 2021 года закон предписывает такую обязанность всем. По сути, это означает, что к этому сроку мелким лавочникам и ИП придется обзавестись еще и оборудованием для нанесения штрих-кодов на каждый проданный пирожок. Как это будет на практике – покажет время.

Материал подготовила Елена ЛЕЛИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *