КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. В соответствии с чем прокуратура помогает предпринимателям

С начала 2000 годов число организаций, осуществляющих различные контрольные и надзорные функции, выросло в разы. По определению Президента РФ Д.А. Медведева, это стало одной из причин нарастания коррупции. С целью уберечь российский бизнес от излишнего надзора в нашей стране в 2008 году был принят 294 закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

С момента вступления закона в силу прошло уже более двух лет. За это время сложилась полноценная правоприменительная практика по реализации его норм и положений. На данный момент уже внесены существенные коррективы в деятельность контролирующих органов при проведении проверок хозяйст-вующих субъектов.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Именно это и стало поводом для проведения очередного круглого стола, который прошел в Егорьевской городской прокуратуре 6 марта. На встрече присутствовали журналисты, представители Егорьевской торгово-промышленной палаты и сотрудники прокуратуры.

М.В. Коновалов, Егорьевский городской прокурор:

— Целью данного круглого стола является дальнейшее на-лаживание конструктивного взаимодействия между общест-венно-деловыми кругами города и прокуратурой, правовое прос-вещение предпринимателей в вопросах осуществления госу-дарственного и муниципального контроля. 

В ходе заседания перед собравшимися с обзорным докладом, посвященным деятельности Егорьевской городской прокуратуры за 2011 год, выступил А.Г. Яразян, старший помощник прокурора. Арман Гайрарович достаточно подробно рассказал о способах, методах и поводах, послуживших причиной прокурорского реагирования. Отдельно он коснулся тех проверок, которые были согласованы контролирующими органами с городской прокуратурой.

А.Г. Яразян, старший помощник Егорьевского городского прокурора:

— В 2011 году из 18 согласованных с прокурором проверок в отношение поднадзорных предприятий, по 17-ти контроли-рующими органами были приняты меры реагирования. В случае с еще одним подобные действия предпринять оказалось невоз-можно, в связи с фактическим прекращением деятельности организации.

С момента вступления 294-ФЗ в силу сотрудники прокуратуры начали собирать данные о деятельности егорьевских контро-лирующих организаций. Иногда полученная информация побуж-дала стражей закона к проведению собственного разбирательства. Так были выявлены несколько коррупционных схем.

Все действия проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящем контролирующем органе, в прокуратуре либо в суде.

КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫЕЗД

Поводом к проверке стала деятельность государственного уч-реждения ветеринарии Московской области «Егорьевская станция по борьбе с болезнями животных».

А.Г. Яразян, старший помощник Егорьевского городского прокурора:

— В ходе процедуры прокуратурой были вскрыты мно-гочисленные нарушения 294-ФЗ, допущенные «Егорьевской станцией по борьбе с болезнями животных» в части оформ-ления документов, а также контроля устранения выявленных нарушений на объектах. 

В ходе изучения представленных материалов выяснилось, что из представленных восьми, учреждением лишь по трем были приняты меры реагирования, согласно актам остальных пяти проверок, нарушений действующего ветеринарного законодательства не выявлено.

Представители городской прокуратуры сами сделали контрольный выезд в одно из свиноводческих хозяйств района, поскольку ГУ ветеринарии при проверке деятельности этой организации, нарушений законодательства в сфере ветеринарии не выявлено. Во время выезда такие нарушения были обнаружены. Особенно – в части дезинфекции. Однако они в свое время не получили должной оценки контролирующего органа, то есть «Егорьевской станции по борьбе с болезнями животных». По требованию прокурора виновные должностные лица ГУ ветеринарии привлечены к дисциплинарной ответственности.

ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

А.Г. Яразян, старший помощник Егорьевского городского прокурора:

— В функции прокуратуры входит не только проверка деятельности контролирующих органов, но и обоснованность включения в ежегодно составляемый план проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности. В соот-ветствии с 294-ФЗ выезд представителей надзорных органов на предприятия и в организации проводится не чаще чем один раз в три года. 

Сотрудниками прокуратуры было установлено, что в нарушение указанного требования ГУ МЧС России по Московской области на 2012 год предусмотрено проведение проверки соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности в отношении ЗАО «Егорьевский металлообрабатывающий завод». Но такая процедура в отношении этого предприятия уже была проведена в 2011 году.

Принимая во внимание, что три года с момента предыдущей проверки в отношении ЗАО не истекли, проведение повторной недопустимо и незаконно. Виновные должностные лица были наказаны.

К слову, не всем известно, что прокуратура может оспорить в арбитражном суде незаконные постановления надзорных органов о привлечении к административной ответственности. Конечно, при условии их незаконности.

М.В. Коновалов, Егорьевский городской прокурор:

— Наши полномочия в рассматриваемой сфере достаточно объемны. Я еще раз подчеркиваю необходимость своевремен-ного и надлежащего обмена информацией между прокуратурой и общественными и деловыми кругами города. Без ваших сигналов о нарушениях при проведении проверок контролирующими органами сложно обеспечить комплексность и наступа-тельность прокурорского надзора за их деятельностью.

Проверка – это совокупность проводимых органом государственного или муниципального контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими видов деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям (в соответствие с нормами 294 федерального закона).

В 2011 году контролирующими органами на терри-тории Егорьевска и района было проведено 3824 проверок в отношении хозяйствующих субъектов, 564 из них – внеплановых. Предметом последних являлась проверка исполнения ранее выданных предписаний, а также соблюдение законодательства о защите прав потребителей в сфере торговли. 18 надзорных выездов прошли согласование в прокуратуре, 10 прошений было отклонено.

ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МОГУТ БЫТЬ ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного или муниципального контроля (надзора), в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, проведение мероприятий по предотвращению:

— причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— вреда животным, растениям, окружающей среде;

— по обеспечению безопасности государства;

— по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление обращений, заявлений и информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государст-венного контроля (надзора), изданный в соответствии с пору-чениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (в соответствие с нормами 294 федерального закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *