Автогражданка готовится к расплате натурой

№ 5 от 1 февраля 2017 г.

К 1 марта правительство планирует принять закон, заменяющий страховые выплаты ремонтом

 

В первом чтении соответствующий законопроект Госдума приняла еще 20 декабря, но в предпраздничной суете, как водится, новшество прошло незамеченным. Более того, даже после окончания праздников большинство автолюбителей, видимо, не до конца осознало, что речь идет не об очередном реформировании многострадального ОСАГО, а по сути, настоящей революции: с 1 марта вместо денежной компенсации по ОСАГО водители будут получать направление на ремонт. ЕК попытался во всем разобраться.

Как ни странно, но инициатором перехода на новый порядок стали Центробанк России и Минфин. Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) инициативу горячо поддержали. По заявлениям РСА, программа ОСАГО в последние годы приносит колоссальные убытки из-за автоюристов, которые скупают у автовладельцев право требования страховки и выжимают из страховщиков все соки.
Казалось бы, проблемы страховщиков рядовых автовладельцев не должны волновать: мы вам деньги – вы нам полис, а в случае ДТП – наши же деньги. Но страховщики уверяют, что не так все просто. То, что программа ОСАГО себя не окупает, влияет и на автовладельцев тоже. Именно из-за этого им приходится часами стоять в очередях в ожидании бланков, мириться с навязанным страхованием жизни, подолгу ждать выплат, а потом все равно доплачивать из своего кармана, в том числе потому что выплаты начисляются с учетом износа.
В общем, если заменить выплаты натуральным ремонтом, уверяют в РСА, выиграют от этого все – страховщики не будут навязывать другие услуги и тянуть с выплатами, чтобы компенсировать свои убытки, а водители не будут обивать пороги страховых компаний и судов, а в случае ДТП поедут прямым ходом в автосервис и заберут оттуда полностью отремонтированный автомобиль, не забивая себе голову финансовыми расчетами.
В теории звучит красиво и логично. Но авторы закона, похоже, сами не до конца верят, что на практике будет так же, поэтому в первом чтении его приняли с формулировкой «нуждается в дальнейшей доработке». Вообще, случай для нашего законодательства уникальный – обычно уже готовые и доработанные законы у нас месяцы, если не годы, ждут своей очереди на рассмотрение, а тут депутаты крайне противоречивый и явно «сырой» закон рассматривают и принимают в рекордные сроки. Неудивительно, что среди автомобилистов, спросить мнения которых никто и не подумал, это вызвало волну явного протеста.

КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ
После вступления изменений в силу получение компенсации после ДТП будет выглядеть следующим образом: при обращении в страховую компанию вы по умолчанию получаете направление в автосервис. Оговаривается, что автосервис должен быть расположен не далее 50 км (от места аварии или места жительства пострадавшего) и специализироваться на автомобилях данной марки. Новые (на гарантии) автомобили направляются на ремонт к официальным дилерам – как по КАСКО.
Срок ремонта не должен превышать 30 календарных дней, плюс ещё 5 дней дается на доставку автомобиля до сервиса. При этом вся ответственность как за сроки, так и за качество ремонта лежит на страховой компании. Продлить сроки ремонта можно будет только по согласованию с автовладельцем, а каждый день просрочки должен караться штрафом. Правда, его размер, равно как и гарантийные сроки, пока обсуждаются. В законопроекте штраф за просрочку составляет 0,1% от сметы работ, но это очень мало: при стоимости ремонта 50 тыс. рублей – всего 50 руб. в день. Вряд ли такие смешные суммы сподвигнут сервисы работать быстрее. Неясно пока и с гарантийными сроками: Центробанк предлагает 2 месяца, автоэксперты настаивают минимум на шести, а на лакокрасочные работы – вплоть до года.

В каких случаях страховая, как и сейчас, будет выплачивать деньги

• ремонт нецелесообразен (так называемое тотальное повреждение машины);
• стоимость ремонта превышает максимальный лимит по ОСАГО (400 тысяч рублей);
• у страховой компании нет возможности организовать ремонт на СТО в соответствии с требованиями. Например, ближайший автосервис расположен слишком далеко;
• потерпевший попал в тяжелую жизненную ситуацию, и ему важнее не ремонт, а деньги. Например, чтобы поправить здоровье после аварии;
• ДТП оформлено по европротоколу, т.е. сумма ущерба не превышает 50 тыс. (Впрочем, этот пункт пока обсуждается);
• Страховая компания разорилась или лишилась лицензии. В таком случае автовладелец сможет потребовать возмещения денег напрямую у РСА через суд, воспользовавшись услугами адвоката ДТП.
Наконец, в законопроекте прописано, что выплата деньгами возможна, если автовладелец и страховщик сумеют об этом «договориться». Каким именно образом – не прописано, зато уточняется, что при РСА будет создана специальная комиссия для рассмотрения спорных случаев.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

Президент РСА Игорь Юргенс признал, что для страховщиков натуральное возмещение окажется дорогим, так как при ремонте не будет учитывать износ автомобиля. Проще говоря, если сейчас вы разбили фару на 10-летнем автомобиле, страховщик начислит компенсацию с учетом возраста фары. Но так как в магазинах 10-летние фары не продаются, на сервисе вам поставят абсолютно новую фару, даже если автомобилю не 10, а 20 лет. Но страховщики готовы идти на повышенные расходы, потому что это все равно выгоднее, чем платить автоюристам, которые только в прошлом году отсудили у них 11 миллиардов рублей. Ну, а автовладельцы тем более должны радоваться – не надо бегать по магазинам в поисках запчастей, не надо искать деньги на ремонт, потому что страховая насчитала меньше ожидаемого, а просто отгони машину на сервис и забери оттуда полностью отремонтированную новыми деталями. Так почему же они не радуются?

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Главная претензия, которой пестрят все интернет-форумы и социальные сети – невозможность самостоятельно выбрать автосервис. Не секрет, что большинство водителей годами ездят к одному и тому же механику, который зачастую знает все болячки конкретно этого автомобиля, как врач постоянного пациента. А кто-то и вовсе ремонтирует сам. Новый порядок фактически лишает водителя права выбора – можно ехать только в тот сервис, который назначил страховщик, и никак иначе.
Второй крайне спорный момент – ответственность за ремонт. По закону, ее несет страховщик. Но ремонтирует-то сервис! То есть привез автовладелец свою ласточку в ремонт, видит, что механик откровенно халтурит, а претензию предъявить не может, потому что юридически сервис и автовладелец никак не связаны. На это обратил внимание Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора: «Если у страховой компании отозвали лицензию, а машина в ремонте или отремонтирована некачественно? К кому тогда обращаться пострадавшему?»
Да и в целом, учитывая наш менталитет, есть серьезные опасения, что сервисы будут относиться к тем, кто ремонтируется по ОСАГО, столь же внимательно, как к клиентам «за деньги». Для наглядности можно провести аналогию с медициной: сравните отношение к пациенту, который «все равно никуда не денется», в бесплатной поликлинике, куда вы пришли по ОМС, и в платном центре, куда принесли живые деньги.
Не пылают восторгом пока и владельцы автосервисов. С одной стороны, новый порядок для них – возможность получить гарантированный поток клиентов. С другой, коррупционную составляющую, как бы нам ни хотелось, пока никто не отменял, и нет никакой гарантии, что страховые будут отправлять клиентов именно в надежные, добросовестные автосервисы, а не в те, которые сумели со страховой «подружиться».
Но самый основной вопрос – сроки и стоимость ремонта. Как пояснила гендиректор ЕСС (Единая Сервисная Система – оператор ремонтных заказов, объединяющий автосервисы по всей стране), любой автосервис заинтересован как можно быстрее получить деньги, поэтому специально затягивать сроки никто не будет. «Чем быстрее мы отремонтируем машину, тем быстрее получим деньги от страховой компании, – пояснила она. – Но у нас есть другие опасения. Как быть, если запчасть, которая на рынке стоит 10 тысяч (в магазине можно купить здесь и сейчас), страховой компанией оценивается по Единой методике в 5 тысяч? Мы, конечно, можем найти и за эту цену, но поставка будет не раньше двух-трех месяцев, а то и больше. Как быть тогда автосервису? Кто будет нести ответственность и платить неустойку?»
Ответа на этот вопрос, равно как и на все остальные, в законопроекте нет. Между тем, до 1 марта остался буквально месяц, и очевидно, что за такой короткий строк выстроить понятную, логичную и всех устраивающую схему вряд ли удастся. Поэтому совет пока только один – соблюдать правила дорожного движения, ездить аккуратно и не попадать в ДТП.

Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России:

— Если плату за страховку собирать деньгами живыми, а выдавать потом в случае наступления страхового случая какими-то товарами или услугами – это феодализм. Если отказываться от денежных выплат совсем, давайте уберем слово «обязательные», дальше это будут договорные отношения между финансовой страховой компанией и гражданином, который страхует или не страхует свое имущество. Либо тогда давайте вносить плату за это ОСАГО запчастями – один принесет старую дверь от автомобиля, другой старый коленвал или новый…

Николай Тюрников, генеральный директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль»:

— Все проблемы на рынке ОСАГО связаны с тем, что решения этих проблем предлагают люди, которые заинтересованы в том, чтобы собрать больше, а заплатить меньше. А именно РСА.

Мнения интернет-пользователей по поводу нового порядка компенсации по ОСАГО
Безымянный:
А кто помнит времена «дефицита» всего-всего, в том числе и запчастей?! На улице за 2 секунды снимали дворники, за минуту все колеса. Тогда и инструмента толком нормального не было – но на кирпичах оставляли, а то и вовсе на земле. Сейчас можно тем более в боксе – очень быстро раскидать все авто по болтикам. А тогда у каждого нормального человека был «свой» мастер, в котором были уверены и только к нему ездили чинить свою «ласточку», если сами не умели!
В противном случае сливали бензин, подмеляли колодки, свечи, трамблеры и т.д., умудрялись все это делать за 5 минут, пока «залетный клиент» ходил до магазина за сигаретами или минералкой. Боюсь, что все это вернется с принятием нового закона. Ведь не на 5 минут оставим «автошку», а аж на 2 месяца. Движок теперь не номерной, агрегат снять-поставить полдня делов, коробку скинуть-надеть минут 30-35 всего-то. Вы думаете, что докажете потом? Да судиться будете до посинения – ответственности не будет! Был «ООО +», станет «ООО -», вот и все.

SHVR Вадим:
Раньше взыскивали деньги за недоплату. После этого «закона» будут взыскивать… деньги. Но уже за просрочку ремонта, за некачественный ремонт, за устранение недостатков и переделку, за моральный ущерб, судебные расходы и т.д. И получите, мягко говоря, «недовольство» – авто это моя собственность! И только мне решать – ремонтировать битое авто или продать к чертям собачьим, доплатить и купить новое, не битое. И если ремонт, это мне решать, где и как ремонтироваться.

Безымянный:
А если я сам умею ремонтировать и не знаю ни одного сервиса, где делают вовремя и качественно.

Вадим:

А можно денежную стоимость ОСАГО при покупке тоже заменить натуральной формой? Грибами там, ягодами или бутылок им насобирать?

Олег Смирнов:
По КАСКО страховые меньше выделываются, чем по ОСАГО. Но даже по КАСКО мне стекло заменили, я спрашиваю «Где гарантия?». Сервис: «А мы вам ничего не обязаны, мы только страховой обязаны». Приезжаю в страховую, а они: «А какая гарантия, где это написано? Стекло поменяли, и нас не волнует, что там будет через день». И поменяли не на оригинальное с клеймом «Ford», а на борское без клейма. Мне все равно, что их там и делают, где клеймо «Ford», свидетельствующее о допуске этого стекла на мой автомобиль? Может, это вообще отбраковка из мусорного бака за заводе.

Материал подготовила Елена ЛЕЛИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *