№ 49 от 6 декабря 2017 г.
Обычно такими статьями пестрят первые номера газет после нового года – «Что изменилось в Новом году», «Новый год – новые правила», «Мы не успели в 2017-м» и тому подобные подборки изменений, законов и правил, вступивших в силу в первый день нового года. Просто потому, что любят наши законодатели откладывать вступление законов в силу на «красивые» даты. Но до конца 2017-го еще почти месяц, а изменений уже достаточно. В первый день зимы 1 декабря в силу вступили сразу несколько новых норм, которые касаются всех и каждого.
Выросшие налоги на имущество
До 1 декабря всем россиянам, владеющим землей, домами, квартирами, транспортом (включая не только машины, но и, например, снегоходы), гаражами, дачами, необходимо было заплатить имущественные налоги за 2016 год. На первый взгляд, ничего нового, но для многих россиян стало неприятным сюрпризом, что по сравнению с прошлым годом сумма начислений заметно выросла. Более того, немногие знают, что в следующем году она станет еще больше, через год – еще больше, и так до 2020 года.
Это происходит потому, что начиная как раз с 2016 года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как было десятилетиями раньше. Кадастровая стоимость недвижимости – это оценка, максимально приближенная к рыночной цене. То есть, если квартира (дом, гараж, участок, любая недвижимость) оценивается, условно, в 2 миллиона рублей, то налог составит 0,1% от этой суммы (грубый подсчет, без учета льгот). Ситуация по стране очень разная, но в среднем до введения такого порядка налоги были в 3-5 раз меньше.
Естественно, принимая в 2015 году соответствующий закон, власти понимали, что резкий переход для большинства граждан будет слишком болезненным, поэтому предусмотрели своего рода переходный период. В прошлом году мы заплатили всего 20% от начисленного налога (поэтому разницу многие не заметили), в этом – уже 40%, в следующем – 60%, а в 2020 году – полную сумму.
Если до 1 декабря налог не был уплачен, то, помимо долга, уже со 2 декабря начинают начисляться пени, что, в свою очередь, может привести к необходимости общаться с судебными приставами и запрету на выезд за границу. Зато у тех, кто не согласен с назначенной суммой, теперь есть больше времени на то, чтобы добиться справедливости. Правда, для этого сначала все равно нужно заплатить начисленную сумму, а затем уже обратиться в налоговую по поводу возврата ошибочно начисленных платежей. Теперь это можно сделать в течение трех лет, а не одного месяца, как было ранее.
Меньше мяса, больше мебели
С 1 декабря 2017 года введено временное ограничение на поставки мяса из Бразилии. С инициативой выступил Россельхознадзор, якобы обнаруживший в бразильском мясе «запрещенные стимуляторы роста».
Запрет касается свинины и мяса крупного рогатого скота. Когда он будет снят, точно не известно. По мнению экспертов продовольственного рынка, Бразилия является одним из самых крупных поставщиков мяса в Россию, поэтому запрет на импорт может привести к росту цен на мясную продукцию, включая колбасы, так как именно крупные заводы являются основными покупателями крупных партий бразильского сырья.
Еще одно ограничение на покупочном фронте касается мебели. С 1 декабря 2017 года в рамках госзакупок можно будет приобретать только мебель, произведенную в России или странах ЕАЭС (Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии). Рядовых граждан это не касается, но предполагается, что в перспективе такая мера приведет к подъему отечественного рынка мебели и, как следствие, снижению цен.
Прозрачный ремонт
Сразу два изменения введены в первый день зимы по инициативе Минстроя России. Во-первых, ведомство представило методику расчета стоимости работ по капремонту, на основании которой все регионы к декабрю 2017-го должны были провести перерасчет. Это было сделано на фоне массового недовольства россиян суммами, которые ежемесячно начислялись им за капитальный ремонт. В ведомстве рассчитывают, что таким образом его стоимость удастся сделать более прозрачной, а управляющим компаниям будет сложнее наживаться на этой строке в счетах за ЖКХ. Замглавы ведомства Андрей Чибис уже предупредил, что Минстрой намерен «жестко проконтролировать» исполнение новой методики.
Лицензия на аборты
Клиники и больницы, имеющие общую медицинскую лицензию по направлению «акушерство и гинекология», больше не смогут производить аборты. 1 декабря 2017 года вступает в силу постановление правительства, принятое еще в декабре 2016-го. По нему, оказывать такие услуги смогут только медицинские учреждения, получившие специальную лицензию.
Инициатором внесения изменений выступило Министерство здравоохранения, объяснив, что таким образом в ведомстве надеются наладить учет медучреждений, оказывающих подобные услуги. Раньше Минздрав считал аборты по количеству соответствующих выплат из Фонда медицинского страхования, но выяснилось, что это очень неточная информация, так как столь деликатную процедуру женщины зачастую предпочитают делать в платных частных клиниках. Глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что благодаря такой мере ведомство сможет лучше контролировать безопасность абортов и сократить число нелегальных операций.
Определение «нелегальный» применительно к абортам в наше время у многих вызывает недоумение – полиции нравов нет, аборты официально разрешены, женщина вольна сама решать, рожать или нет. На самом деле это немного не так, и нелегальными с точки зрения медицины считаются случаи, когда в частной клинике женщинам делают аборт на таком сроке, на каком по закону уже нельзя. Оказывается, подобных случаев не так уж мало. Кроме того, очень часто от нелегальных абортов страдают мигранты, не имеющие прописки и медицинского полиса. В целом по России на подпольные аборты приходится около 25% материнской смертности.
Транспорт – личный и общественный
Если в очередной подборке законодательных изменений ни разу не упоминается аббревиатура «ОСАГО», немедленно возникает ощущение, что это какая-то ошибка. В последние годы не проходит двух-трех месяцев, чтобы в многострадальный закон «О страховании гражданской ответственности автомобилистов» не внесли какие-нибудь изменения. Вот и сейчас без них не обошлось – 1 декабря вступила в силу очередная поправка. Правда, на сей раз изменения – в пользу автомобилистов. Теперь участники ДТП с большим количеством автомобилей могут рассчитывать на прямое возмещение убытков (то есть конкретный ремонт, а не непонятно как рассчитанную денежную выплату) от страховой компании. Раньше обращаться к страховщикам водители могли только в случае, если в ДТП участвуют не более двух машин.С 1 декабря это ограничение снято.
Кроме того, в Минфине планируют, что до конца 2017 года можно будет полностью отказаться от необходимости распечатывать электронные полисы ОСАГО и возить их с собой. Проверить, застрахован водитель или нет, станет обязанностью инспектора.
Тем временем Минтранс пообещал приятные новости и пользователям общественного транспорта. Поездки на нем должны стать безопаснее, так как 1 декабря вступил в силу обязательный для всех перевозчиков порядок предрейсового контроля. Теперь перед каждым рейсом проверять работоспособность всех систем, включая рулевую и тормозную, будут специальные контролеры. Результаты инспекции должны будут заноситься в специальный журнал. Правда, поскольку контролеров выбирают сами перевозчики, пока неясно, насколько эффективной окажется эта система.
Материал подготовила Елена ЛЕЛИКОВА