№ 25 от 21 июня 2017 г.
Вот уже несколько лет «традиционное» ежегодное повышение тарифов ЖКХ происходит 1 июля. Таким образом власти заботятся о своих гражданах – считается, что летом, когда многие уезжают на дачи и в отпуска, рост платежей не так сильно бьет по кошелькам, как зимой, когда нужно платить еще и за отопление.
«Тенденция, которая не может не радовать»
В четверг 8 июня на заседании Московской областной думы председатель комитета по тарифам и ценам Московской области Наталья Ушакова сообщила, как подорожают коммунальные платежи с 1 июля.
Больше всего подорожает электричество – на 4,8%. Газ станет дороже на 3,9%, водоснабжение и водоотведение – на 3,8%, тепло – на 3,6%.
Как отметила Ушакова, «у нас сохраняется тенденция, которая не может не радовать. Три года рост платы граждан – ниже уровня инфляции».
По словам Ушаковой, это – результат особой тарифной политики подмосковных властей, направленной как раз на снижение роста коммунальных платежей. Ее результаты наглядно представлены в инфографике: электричество подорожало даже меньше, чем год назад, рост тарифов на воду и тепло остался практически на том же уровне, и только газ немного портит красивую картинку.
Среднее по больнице
Нужно понимать, что формулировка «в среднем» – это как в известном анекдоте про среднюю температуру по больнице. В морге минус двадцать, в инфекции плюс сорок, а в среднем 36,6 – все хорошо. С этим связаны ежегодные недопонимания и недоразумения из серии «в газете написали, что подорожает на 4 процента, а у меня в квитанции стало больше на четверть».
Дело в том, что все коммунальные платежи имеют несколько тарифов в зависимости от категории потребителей – предприятия и частные лица, в городе и в деревне, в домах с газом и без и т.д.
Кроме того, предельный рост тарифов на коммуналку жестко ограничен законом. Просто взять и поднять цену за свои услуги, скажем, на четверть, как в начале нулевых, коммунальщики не могут. Но с тех пор они придумали немало способов, как эти ограничения обойти.
Например, тариф не повышается (или повышается в пределах допустимого), но повышается норматив потребления. Раньше вы платили за пять кубометров воды по 100 рублей (все цифры – условные), а теперь – за шесть кубометров, но по 105 руб. Итого, было 500 рублей, а стало 630. При этом тариф, как и обещано, вырос всего на 5%. Выход тут только один – ставить счетчики, если до сих пор вы этого почему-то не сделали.
Впрочем, бездумно растить нормативы потребления по своему желанию коммунальщики с некоторых пор тоже не могут. Да и счетчики сейчас есть уже почти у всех. На этот случай придуман еще один метод: убирать из списка включенных в стоимость услуг отдельные пункты и продавать их как отдельную услугу.
Звучит сложно, а на практике очень просто. Допустим, в вашем доме есть газ. Есть уже много-много лет, вы исправно за него платите и привыкли считать, что в эту плату входит и услуга регулярного обслуживания газового оборудования. И даже не догадываетесь, что теперь обслуживание оборудования – это отдельная услуга, за которую платить нужно тоже отдельно. Вот и получается, что сам газ не подорожал (или подорожал не сильно), но платить за его использование приходится больше.
Между тем
Общий долг населения за услуги ЖКХ по всей России уже превысил отметку в триллион рублей (данные «Российской газеты от 29 мая), и тенденции к его уменьшению пока не наблюдается. Это становится причиной усиленной борьбы государства с должниками. Методы борьбы зависят от того, на каких правах гражданин проживает в квартире.
Если квартира в собственности – все не так страшно. Серьезные санкции, вроде выселения, ему не грозят (вообще законодательством такая возможность предусмотрена, но реализация ее невероятно сложна и реальных случаев пока не было). Но в случае просрочки платежа больше месяца управляющая организация имеет право насчитать пени. Чем дольше просрочка – тем выше процент пени. И если раньше коммунальщики для «выбивания» своих денег должны были идти в суд, а в наших реалиях дело это – достаточно долгое, то сейчас практика упростилась, а благодаря тесному взаимодействию с судебными приставами долги по коммуналке очень просто списываются с банковской карты должника. И вот как раз таких случаев – более, чем достаточно.
В случае с муниципальным жильем все сложнее. Уже через шесть месяцев просрочки нанимателя имеют право выселить из квартиры.
Плюс для обоих случаев у коммунальщиков имеется еще один эффективный способ борьбы с неуплатой – отключение услуг. Ранее требовалось повторное уведомление собственников перед отключением, однако с конца декабря 2016 года было принято Постановление Правительства, которое ввело новые правила.
Повторное уведомление должника больше не требуется, а информировать потребителя можно путем мобильного или городского телефона или даже простым сообщением на электронную почту.
Поэтому если задолженность вызвана не «социальным бунтом», а объективной нехваткой денег, лучше все же не дожидаться санкций и прийти в управляющую компанию и попросить о рассрочке. Такая возможность является сугубо добровольной, то есть управляющая компания имеет полное право в рассрочке платежей отказать без всяких объяснений, но на практике коммунальщики обычно идут навстречу населению.
КАК СЭКОНОМИТЬ НА УСЛУГАХ ЖКХ
Об этом все знают, но мало кто пользуется. Лето с его отпусками и дачами – хорошее время, чтобы немного сэкономить на коммунальных услугах. Если вы уезжаете в отпуск и тем более надолго переезжаете на дачу, вы имеете право на перерасчет квартплаты за время отсутствия. Более того, сделать это можно даже в том случае, если уезжают не все члены семьи, а только некоторые – в управляющей компании обязаны будут пересчитать платежи даже на одного отсутствующего человека.
Материал подготовила Елена ЛЕЛИКОВА